Во-первых, я понял, что я не умею обучать. Я делал как большинство людей – выдавал всю информацию без какой-либо структуры. Во-вторых, постарался максимально брать обратную связь от обучающихся и понял, что у людей, особенно предпенсионного возраста много информации в голове, которая нигде не зафиксирована. Как следствие после его ухода компания потеряет эту информацию. То есть все знания надо фиксировать, особенно от опытных людей. И в целом было много интересного. Запомнилась одна история. В компании, где я проводил обучение, стоял 15-тонный молот. Он когда работает все здание трясет. На этом молоте работает кузнец. Ему надо металл проворачивать. Для этого используют лом, который весит около 40 кг. Работа опасная: что-то не так сделаешь, последствия могут быть очень серьезные, травмы. В TWI есть этап “дай попробовать ученику выполнить операцию”. Когда мы стали обсуждать с участником этот этап, то он отказался делать практику: ученик травму получит, а ему отвечай.
В гостинице я стал думать, что делать. На следующий день после обучения мы с ним остались и придумать способ. Ему ведь все равно как-то надо себе смену готовить, иначе ни в отпуск уйти, ни на больничный. И в итоге мы нашли решение. Вспомнился опыт Тойоты, где обучают даже такой операции, как повесить колесо или закрутить гайки. Там учат вплоть до того как встать, как нагнуться, как взять колесо. И мы взяли кусок металла, взяли лом и стали отрабатывать: как лом держать, в каком положении руки должны быть, как стоять правильно. Так обучили всей технике, а потом уже можно пробовать в реальных условиях.