Базовые компетенции руководителя

Автор статьи: Наталия Александрова

Дата публикации: 01.02.24
Прошло более 80 лет с тех пор, как эксперты TWI сформулировали ключевые навыки руководителя. Мир меняется. Появляются новые актуальные soft skills, но основа остается неизменной.

Можно надстраивать и прокачивать сколько угодно дополнительных компетенций, но, если хотя бы одна из базовых способностей окажется недостаточно развита, руководитель не будет эффективен.
  • Знания своей работы
    это профессиональные навыки руководителя. Если он не является квалифицированным специалистом, то не сможет управлять процессами в данной области и принимать верные экспертные решения
  • Знание своих обязанностей
    это работа в соответствии с внутренними нормативными документами компании, ее правилами и регламентами. Любой руководитель для выполнения своих функций должен иметь четкое представление о своих полномочиях и обязанностях, как части системы управления. Выстраивать свою работу и работу своих подчиненных в рамках принятых регламентов, которые будут отличны для каждого предприятия. В противном случае он не будет эффективен для данной конкретной компании
  • Навык обучения
    это способность руководителя подготовить персонал, выполняющий свои задачи качественно, осознанно, безопасно и в нужном темпе
  • Навык улучшения методов работы
    это способность видеть и устранять потери в своих процессах. Делать большее количество продукта за меньшее время без потери качества за счет эффективного использования имеющихся ресурсов: материалов, оборудования, рабочей силы
  • Навык лидерства
    быть не просто формальным руководителем, но и неформальным лидером, принимающим правильные управленческие решения. Навык лидерства подразумевает соблюдение нескольких базовых принципов, которые, при условии их применения изо дня в день, дают возможность выстроить функциональные рабочие взаимоотношения и являются профилактикой появления проблем с персоналом
Обратите внимание, что две первые компетенции – уникальные. Они зависят от сферы деятельности, в которой руководитель является экспертом и от предприятия, на которое он трудится.

Зато три другие – универсальные и могут применяться в любой сфере и компании.

Эксперты TWI сравнили эти навыки с трехногим табуретом: убери одну из ножек, и вся конструкция рухнет. Ведь на каждой из этих трех компетенций базируется ежедневный менеджмент.

Специально разработанные программы помогают прокачать каждый из навыков.

Технология, заложенная в модуле «Наставничество» дает возможность не только быстро обучить сотрудника нужным операциям, но и стабилизировать процессы. Ведь в ее основе лежит описание и стандартизация операций.

Модуль «Повышение производительности» формирует кайдзэн-мышление и дает инструменты для выстраивания культуры постоянного совершенствования.

Модуль «Лидерство» - это развитие управленческих компетенций и способность получать максимальный результат за счет действий других людей.
Более простыми словами функции базовых навыков можно раскрыть следующим образом:
  • Сотрудники не знают, как выполнять работу или не могут с ней справиться? Вам нужно освоить технологию обучения на рабочем месте, метод наставничества. Научите их выполнению этой операции
  • Работа слишком трудная? Вам нужно освоить технологию оптимизации операций, алгоритм совершенствования методов работы. Упростите, облегчите выполнение операции
  • Сотрудники не хотят делать работу, саботируют выполнение задачи? Вам нужно внедрить в свою работу правила продуктивных рабочих отношений и освоить технологию принятия верного управленческого решения. Договоритесь со своими подчиненными
Три универсальные компетенции тесно переплетены между собой.
Лидерствоэто основа для обучения. Люди не будут следовать вашим инструкциям, если вы не являетесь для них авторитетом. Но они будут придерживаться стандартов, когда получили корректное и понятное объяснение.

При этом хорошие инструкции как предшествуют результатам усовершенствований, так и следуют за ними. Рабочие процессы должны быть стабильны, прежде чем мы сможем начать их улучшать. Если совершенствовать хаос - вы получите еще больший хаос. Но сотрудники будут работать в соответствии с улучшенным методом, только когда их правильно обучат. В противном случае они будут возвращаться к старому, привычному способу выполнения операции.

Деятельность по усовершенствованию, в свою очередь, может только усилить здоровые рабочие взаимоотношения. Вовлечение персонала в процессы оптимизации позитивно влияет на рабочую атмосферу. А производительность труда стремительно растет, когда люди активно участвуют во внутренних проектах компании.

Исходя из всего вышесказанного видно, что аллегория про трехногий табурет актуальна.
Если у вас, как у руководителя, выпадает какой-то из навыков это сказывается на всей вашей ежедневной управленческой деятельности. Вы не можете быть максимально эффективны и не выдаете качественный результат.

Проведите оценку своих компетенций. Честно признайтесь себе какие из базовых навыков у вас западают и включите это в план своего личного развития.


Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.
Made on
Tilda