Verification: 8c46f90d8a8af55e

Методика TWI. Безопасность на рабочем месте: как предотвращать несчастные случаи до того, как они появились.

Изначально программы TWI состояли из трех модулей
Когда система TWI появилась в Японии в начале 1950-х годов, японская промышленность приняла все три метода, но было ощущение, что не хватает акцента на безопасности. По заказу Министерства труда Японии группа экспертов по безопасности разработала четвертый модуль TWI под названием «Безопасность на рабочем месте». Безопасность является неотъемлемой частью каждой из пяти базовых компетенций руководителя.
Базовые компетенции руководителя - инфографика
Профессиональная экспертность подразумевает, что вы знаете факторы безопасности, связанные со спецификой деятельности. Например, если вы используете в работе опасные материалы, то должны понимать их характеристики и знать безопасный способ обращения с ними. Ваши знания своих обязанностей будут включать правила и процедуры безопасности, которые должны соблюдаться на предприятии. В процессе обучения на рабочем месте вы всегда озвучиваете ключевые моменты, касающиеся безопасности и рисков. Когда вы совершенствуете методы работы, вы ищете более простой и безопасный способ выполнения операции. Например, ищете способы снизить нагрузку на сотрудника, уделяя внимание эргономике и предотвращению возможных травм. Наконец, в рамках поддержания продуктивных рабочих взаимоотношений с подчиненными личный пример, который подает лидер, может либо помочь созданию безопасной рабочей среды, либо навредить ей.

Мы можем производить качественные продукты и услуги быстро и недорого только тогда, когда используем эти пять навыков в безопасной среде. В этом смысле безопасность является основой любой из обязанностей руководителя.
Таблица: из чего состоит безопасность
И хотя все знают, что безопасность необходима, несчастные случаи все равно происходят. Слово “несчастный случай” обычно подразумевает, что травма или смертельный исход уже свершившийся факт. Поэтому мы будем использовать слово "инцидент" для обозначения всех опасных ситуаций. Даже тех, которые не обязательно могут привести к травме, но имеют потенциал для этого. Кроме того, когда мы говорим: “это был просто несчастный случай”, - предполагается, что с этим ничего нельзя было поделать. У инцидентов же есть причины, которые можно и нужно предотвращать.
Многие программы по технике безопасности непосредственно связаны с расследованием несчастных случаев, чтобы найти причину аварии, которая уже произошла, и устранить ее, чтобы она никогда не повторилась. Это очень важная работа. Однако технология TWI предназначена для того, чтобы научить руководителей распознавать потенциальные причины инцидентов, которые еще НЕ произошли, и устранять их до того, как была получена травма.

Давайте рассмотрим пошаговый алгоритм TWI «Безопасность на рабочем месте».
Безопасность на рабочем месте - карточка TWI
ШАГ 1: ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ ОПАСНОСТИ
Для начала погрузимся в историю, произошедшую на одном из предприятий.

ПРИМЕР: Представьте себе довольно тесное рабочее пространство, на территории которого происходит упаковка и отправка готовой продукции. Под руководством бригадира Андреева здесь работают 10 человек. Сотрудник Невский перемещает упакованную продукцию и подвозит упаковочные материалы. Подсобный рабочий Королев, помимо прочего, убирает мусор. Он обычно собирает его небольшими кучками в проходе, потом грузит в тележку и через раздвижную дверь №1 вывозит на улицу к мусорным контейнерам.

Схема рабочего места
В тот день, когда Невский получил травму, начальник цеха передал бригадиру Андрееву, что директор завода ждет сегодня гостей и планирует провести их по цеху. Около 10:30 утра Андреев пришел осмотреть рабочую зону и заметил кучу мусора. “Директор может быть здесь в любую минуту, так что избавься от этого немедленно”, - сказал он Королеву, указав на мусор. Взволнованный возможным появлением директора, Королев сразу взялся за дело. Андреев, удовлетворенный тем, что подсобный рабочий принялся за выполнение задачи, продолжил осмотр территории и обнаружил пустой ящик, оставленный в центральном проходе. Поскольку бригадир всегда говорил сотрудникам, чтобы они ничего в проходах не оставляли, он сразу же поискал глазами Невского, чтобы сделать ему замечание. Андреев подозвал сотрудника и указал ему на пустой ящик: “Разве тебе не говорили ничего не оставлять в проходах? Убери это отсюда, пока какой-нибудь идиот не споткнулся!” Смущенный замечанием Невский (он оставил ящик буквально на несколько минут и надо же было бригадиру зайти именно сейчас) пробормотал: “Извините”, - и поспешно взял ящик, чтобы унести. Сделав два или три шага, Невский поскользнулся. Пытаясь удержаться на ногах, он неудачно схватился за верстак. Невский упал и вывихнул руку. Ящик тоже был сломан.

Теперь давайте воспользуемся карточкой и посмотрим, сможем ли мы обнаружить причины опасности.
1. Оцените ситуацию, проверьте наличие похожих случаев, поговорите с людьми

Необходимо разобраться что за инцидент произошел и какой ущерб нанесен людям и материальным ценностям. Для этого найдите ответы на вопросы:

  • Когда, кто и как пытался что-то сделать или сделал?
  • Что конкретно произошло?
  • Каковы последствия?
Соберите всю возможную информацию. Просмотрите отчеты и личные дела сотрудников: возможно, подобные инциденты уже происходили ранее. Вероятно, есть какие-то записи, имеющие отношение к случившемуся. Проверив информацию о похожих случаях, вы можете узнать историю человека и рабочего места, а зная прошлое, легче предвидеть аналогичные риски в будущем.

Пообщайтесь с сотрудниками. У вас не будет полной картины, если рассматривать события только под одним углом зрения. Поговорив с людьми, имеющими отношение к этой ситуации, узнав их мнения и чувства, вы сможете лучше понять, что происходит.

ПРИМЕР: Итак, произошедший инцидент заключался в следующем: сотрудник Невский, подгоняемый бригадиром, не смотрел под ноги и поскользнулся на небольшой щетке для нанесения мастики. Он упал и вывихнул руку.

«Откуда на полу взялась щетка и почему я не заметил ее, осматривая площадку?», - задал себе вопрос бригадир Андреев. Он начал анализировать ситуацию, поговорил с рабочими, поднял некоторые документы и события выстроились в логическую цепочку.

Щетка была старой, ее выбросили в кучу мусора. Переживая, как бы директор не застал в цехе беспорядок, Королев решил избавиться от мусора как можно быстрее и начал максимально грузить тележку, чтобы увезти все за раз. Щетка выпала из перегруженной тележки Королева, когда, проезжая по центральному проходу, та подпрыгнула на неровном месте в полу, оставшемся после некачественного ремонта. Королев использовал центральный проход, а не свой обычный маршрут, чтобы добраться до мусорных контейнеров, потому что раздвижная дверь №1 не работала, и ему пришлось обойти ящик, оставленный в проходе, чтобы пройти через дверь №2. Уже около двух недель дверь, которой пользовался Королев, заедало, а сегодня ее и вовсе заклинило. Королев оставлял заявку на ремонт и даже сообщал об этом бригадиру Андрееву, но ничего так и не было предпринято по этому поводу. По иронии судьбы бригадир вспомнил о плохо работающей двери №1, с которой уже пора, наконец, что-то сделать, в тот момент, когда отчитывал за брошенный ящик Невского и краем глаза увидел, как Королев увозит мусор в обход через центральный проход.


2. Учитывайте и материальный, и человеческий фактор

Оценивая ситуацию с точки зрения случившейся или потенциальной опасности, принимайте во внимание и людей, и предметы. Оба фактора могут оказаться причиной инцидента. Последствия и потери также могут выражаться, как в травмах, так и в нанесенном материальном ущербе.

ПРИМЕР: С точки зрения последствий инцидента Невский получил вывих - это травма сотрудника. Был ли нанесен какой-либо ущерб имуществу компании? Да, сломанный ящик.

Рассматривая причины, приведшие к инциденту, в качестве материального фактора мы можем отметить неровности на полу, щетку для мастики и заклинившую дверь. Но нельзя недооценивать и человеческий фактор. Чувства и эмоции людей важны и влияют на поведение. Невский, получив выговор от начальника, чувствовал себя виноватым из-за оставленного ящика, заторопился и не смотрел под ноги. Королев тоже нервничал и спешил, переживая как бы не подвести бригадира и самому не ударить в грязь лицом перед директором, оставив мусор в цехе.

3.Проверьте правила и стандарты

Правила техники безопасности, регламенты поведения, рабочие инструкции и стандарты — все это разработано не просто так. Если они есть, но не соблюдаются – это одна история, если их нет – другая. В любом случае, это информация, которую необходимо принять к сведению, анализируя инцидент.

ПРИМЕР: О чем говорит тот факт, что Невский оставил пустой ящик в проходе, хотя бы и не надолго? Бригадир отчитал за это сотрудника, но сделал это перед появлением директора завода с гостями. Учитывая инцидент с ящиком, бригадир, вероятно недорабатывает с точки зрения регулярного менеджмента и контроля существующих правил.

4. Всегда будьте в курсе событий

С одной стороны, информированность должна восприниматься буквально. Вы всегда должны «держать руку на пульсе» и знать, что происходит, дабы успеть вовремя отреагировать. С другой стороны, информирование подразумевает системность. Будучи в курсе существующих проблем, вы можете обдумывать их устранение на системной основе и планомерно работать со списком возможных причин инцидентов. Выдвигая гипотезы и рассматривая потенциальные инциденты, вы приучаете себя замечать то, на что не обращали внимание раньше.

ПРИМЕР: Бригадир Андреев осмотрел рабочее место перед визитом директора завода. Но он ничего не делал с неисправной дверью в течение двух недель и вспомнил об этом только когда увидел, как Королев идет по центральному проходу, чтобы добраться до мусорных контейнеров. Ему стоит уделять больше внимания работе на системном уровне.


5. Предусмотрите риск появления инцидентов и травм

Этот пункт вытекает из предыдущего. Чтобы предвидеть риск инцидентов необходимо развивать в себе соответствующий тип мышления. Трудно заметить что-то необычное, лишь случайно оглядев рабочее место.
ПРИМЕР: Бригадир Андреев не предвидел несчастного случая. Он никак не связал сломанную дверь с опасностью возникновения инцидента.
Предостережение: копайте глубже.
Это предостережение для всего Шага 1. Шаг 1 показывает нам, как искать потенциальные причины инцидентов, но вы должны искать глубинные причины, не удовлетворяясь только тем, что на поверхности.
графика "дверь не работает"
ШАГ 2. ПРИМИТЕ РЕШЕНИЕ О НЕОБХОДИМЫХ ДЕЙСТВИЯХ
После того как вы определили причины опасности, подумайте о том, как их можно устранить.
1. Сопоставьте причины и оцените их влияние друг на друга

Посмотрите, есть ли какие-либо упущения или несоответствия в обнаруженных вами причинах и проследите взаимосвязь между ними.

Чтобы предотвратить инцидент, необходимо определить какие прямые и косвенные причины к нему привели. Причины не существуют независимо друг от друга, а образуют цепочку. Вам нужно ее разорвать. Это можно назвать профилактической работой или прогнозированием потенциальной опасности. К примеру, вы склонны пренебрегать своим здоровьем, а затем вынуждены идти к врачу после того, как заболели. Безопасность означает принятие мер до того, как произойдет инцидент, а не устранение последствий. Это самый важный момент, и вся технология TWI направлена на достижение этой цели.

ПРИМЕР: Какие прямые причины - небезопасные действия и условия — привели к травме Невского? Упавшая щетка является прямой причиной инцидента.

А как насчет косвенных причин? Какие небезопасные действия и условия привели к тому, что щетка оказалась на полу? Торопясь избавиться от мусора, Королев перегрузил тележку. Более того, из-за плохо отремонтированного пола тележка подпрыгнула, в результате чего щетка и упала. Но это еще не все. Если бы раздвижная дверь №1 работала, Королеву вообще не пришлось бы идти по центральному проходу.
Инциденты и травмы не просто случаются, они чем-то вызваны. Только устранив причины, вы можете предотвратить инциденты до того, как они произойдут. Если бы бригадир Андреев вовремя обратил внимание на плохо работающую дверь и состояние пола, Невский не получил бы травму. Спокойная жизнь без аварий расслабляет, мы забываем о важности безопасности. Но произошедший несчастный случай грубо напоминает нам об этом, и мы удивляемся, почему же не подумали о мерах предосторожности до того, как это произошло.

2. Поговорите с людьми, обладающими нужной информацией

Когда вы рассматриваете какие контрмеры можно предпринять для предотвращения инцидента, вам стоит собрать хорошие идеи и подсказки, поговорив с опытными людьми и специалистами. Обсудите с коллегами, как можно устранить опасность, стоит ли добавить административный контроль или использовать дополнительные средства индивидуальной защиты. Вместе вы найдете эффективные средства профилактики инцидента.

3. Подумайте о нескольких вариантах решений

Не останавливайтесь только на одной или двух идеях. Вариантов решений всегда больше, чем один. Имея в кармане список мероприятий, состоящий из более, чем двух пунктов, у вас будет больше гарантий для устранения причин опасности.

4. Убедитесь, что действуете в соответствии с внутренней политикой и регламентами

Прежде чем принимать решение о каких-либо действиях, будьте уверены, что они соответствуют внутренней политике, правилам и стандартам компании.

5. Обдумайте запасной план действий

Развивать в себе риск-ориентированное мышление означает, что вы не должны удовлетворяться, даже если у вас уже есть несколько вариантов решений. Продумайте резервные варианты на случай, если первые контрмеры по какой-либо причине не сработают или не будут реализованы.
Предостережение: не являетесь ли причиной вы сами?
Это предостережение для всех пунктов шага 2. Вам стоит регулярно проводить рефлексию и размышлять о том, не в самом ли руководителе, то есть в вас, причина. Что лично вам стоит начать или перестать делать для предотвращения инцидентов?
Молодой человек показывает на себя
ШАГ 3. ДЕЙСТВУЙТЕ
Претворяя в жизнь мероприятия по технике безопасности, обратите внимание на несколько пунктов.
1. Я справлюсь с этим сам? Кто может мне помочь?

Сложно переоценить важность мероприятий, связанных с безопасностью. Не стесняйтесь просить и принимать помощь от как можно большего числа людей.

2. Стоит ли мне обратиться к своему руководителю?

По вопросам, не входящим в ваши полномочия, вам лучше проконсультироваться со своим собственным руководителем.
Предостережение: предпринимайте нужные действия немедленно
Это предостережение для всего Шага 3. Принять решение о необходимых действиях, а затем колебаться и уклоняться от их внедрения — это еще хуже, чем вообще не думать о контрмерах.

ШАГ 4: ПРОВЕРЬТЕ РЕЗУЛЬТАТ
Вы должны быть на 120% уверены, что причины опасности устранены.
1. Проверяйте снова и снова

Одной контрольной точки недостаточно. Обязательно проверьте несколько раз. Иногда нельзя даже на мгновение «оторвать взгляд» от ситуации. Проверяйте до тех пор, пока не убедитесь, что предпринятые меры привели к результату.

2. Все ли сделано как следует?

“Как следует” означает не просто сделать в соответствии с планом, а сделать таким образом, чтобы последствия контрмер были очевидны – опасность устранена. Если фактический эффект внедренных мероприятий не заметен, то они бесполезны.

ПРИМЕР: На что указывает плохой ремонт пола? Формально пол отремонтировали и он, безусловно, стал более ровным, но оставшиеся выбоины все еще являлись потенциальной причиной инцидента, которая трансформировалась в реальную травму под воздействием сложившихся обстоятельств.

3. Были ли устранены причины?

Наше внимание снова обращают на необходимость убедиться в том, что причины опасности были устранены за счет предпринятых действий.
Предостережение: не возникли ли какие-то новые причины?
Это предостережение для всего Шага 4. Здесь нужно быть особенно осторожным. Иногда принятые меры становятся причиной следующего инцидента.

Инциденты всегда имеют причины. Важно принять меры не только для устранения последствий, но прежде всего для устранения реальных первопричин. Наша работа как руководителей заключается в том, чтобы разорвать звенья причинно-следственной цепи, не позволить косвенным и прямым причинам — небезопасным действиям и условиям —сложиться в одну линию и привести к инциденту.

На обратной стороне карточки нам даны подсказки на что стоит обращать внимания с точки зрения материальных ценностей и человеческого фактора, тренируя в себе навык предугадывать появление инцидентов до того, как они произойдут.

карточка с материальными ценностями по TWI
Если вы будете слишком поглощены только человеческим фактором проблемы, вы можете упустить связанные с ней материальные аспекты, такие как инструменты, материалы и расположение оборудования на рабочем месте. Независимо от того, насколько добросовестно люди относятся к технике безопасности, если рабочее место плохо организовано, несчастные случаи будут происходить. Ваша ответственность как руководителя заключается в обеспечении и поддержании безопасного рабочего места, на котором легко работать.
На что стоит обратить внимание?
  • Детали и материалы. Должны быть прописаны стандарты безопасности по использованию. В зависимости от формы люди могут пораниться об углы или края. В зависимости от типа материала или веса предметы могут раскалываться или ломаться.

  • Оборудование и инструменты. Должна быть возможность действительно использовать предметы по назначению. Бесполезно иметь проход, который заставлен, защитные устройства, которые не работают, или аварийную дверь, которая не открывается. Острые предметы, вращающиеся объекты, гладкие, скользкие или наклонные поверхности могут быть опасны в зависимости от того, как они закреплены или как с ними обращаться. Не думайте, что вы застрахованы только потому, что у вас есть необходимое количество огнетушителей и достаточное количество средств индивидуальной защиты. Само по себе наличие огнетушителя вас не спасет, если срок его годности истек, а сотрудники не умеют им пользоваться.

  • Методы работы и планировка рабочего места. Работа должна выполняться безопасным способом. Нельзя устанавливать стандарт выполнения операции, если фактический способ отличается от него просто потому, что так удобнее или быстрее. Безопасная работа невозможна, если опасен сам метод.

  • Опасные и вредные факторы. К опасным факторам относятся взрывчатые, легковоспламеняющиеся или горючие вещества, например порох, бензин и спички. Вредные факторы — это такие субстанции, как газ, пар, пыль, а также радиоактивные и канцерогенные вещества, которые вредны для человеческого организма. Особое внимание необходимо уделять ежедневному обращению и хранению таких материалов.

  • Окружающая среда. Такие параметры, как температура, влажность, вентиляция, освещение и шум, часто делают опасные и вредные факторы еще более небезопасными. Кроме того, они могут воздействовать на людей, вызывая нестабильные эмоциональные состояния и неадекватное поведение.

  • Свойства, размещение и использование. Свойства означает природу и характеристики предмета. Например, газы, которые тяжелее воздуха, оседают, а более легкие рассеиваются. Размещение означает способ хранения или обеспечение защиты. В зависимости от срока хранения или свойств хранящегося предмета могут потребоваться специальные методы защиты. Например, предметы, которые легко перемещаются, должны быть специально закреплены. Использование – это способ обращения и транспортировки. Некоторые вещества абсолютно запрещены, другие должны использоваться только определенным способом. В этом и заключается цель инструкций, стандартов и правил. Даже палка может стать опасным оружием, в зависимости от того, как ее используют.
Руководителю не надо быть экспертом в области охраны труда и техники безопасности (если только это не его профессиональная сфера деятельности), но он должен задумываться над любыми возможными причинами инцидентов и при необходимости обсуждать их со специалистами, руководствуясь соответствующими пунктами технологии TWI.
Однако аспект материальных ценностей, в отличие от людей, довольно прост. Предметы сами по себе не вызывают инцидентов. Причины инцидентов создаются людьми или взаимодействием предметов. Формируя и поддерживая правильные условия с самого начала, вы будете в состоянии немедленно заметить любые отклонения и, таким образом, предотвратить возникновение инцидента. Помните про уникальность каждого из ваших сотрудников и обращайте внимание на определенные факторы, указанные в карточке:

  • Способности. Руководитель обязан знать способности и возможности своих подчиненных. Нет ни одной причины, по которой это было бы невозможно. Заставить их выйти за рамки их способностей — значит спровоцировать несчастный случай.

  • Психическое и физическое состояние. Мы говорим: “Здоровое тело - здоровый дух”. И это необходимое условие для безопасной работы. Важно заботиться о здоровье своих сотрудников. И важно знать, что чувствуют ваши люди. У каждого из них разные эмоции, мысли и надежды. Более того, их физическое состояние, чувства и мысли меняются изо дня в день.

  • Отношение к работе. Увлечены ли сотрудники своей работой? Соблюдают ли они предписанные правила и стандарты работы?

  • Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Использование СИЗ должно войти в привычку. Более того, вам надо донести до сотрудников, что причина их использования заключается не только в соблюдении правил, но и в защите собственной жизни и здоровья.

  • Обращение с инструментами. Правильно использовать правильный инструмент — значит работать безопасно.

  • Взаимоотношения в коллективе. Рабочая среда — это продукт взаимодействия людей. Личность одного человека может сделать несчастными всех остальных. Если человек расстроен, он невнимателен, а это может привести к инциденту.
Смысл безопасности заключается в том, чтобы продумать и предпринять меры до того, как произойдет инцидент, а не для того, чтобы устранить последствия. Четырехэтапный алгоритм TWI - это практический метод, который поможет вам поддерживать безопасность на рабочих местах на постоянной основе. Безупречный показатель безопасности зависит не от удачи, а от наших усилий как руководителей.
Эксперт по внедрению TWI
Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.
Made on
Tilda