Возможные сложности при внедрении системы наставничества.

Как встроить TWI в специфику своего производства.

Новая статья от Наталии Александровой - эксперта по внедрению TWI
Если вы уже изучили систему TWI и планируете приступить к ее внедрению в своей компании, а может быть уже приступили, то эта статья будет для вас полезна.

В ней я хочу затронуть часто задаваемые вопросы, связанные со спецификой производственного процесса.

У наставников и проектных команд возникают сложности при встраивании технологии в живую работу и их запрос обычно начинается так: «У нас проблема. Видимо, в нашем случае TWI не подходит.» Хочу напомнить, что методика наставничества TWI универсальна и применима на любом предприятии, не зависимо от сферы деятельности. Поэтому я бы предпочла называть это не проблемой, а задачей.

Зная базовые правила, вы всегда можете подумать, как адаптировать их под свой конкретный случай. Пикассо мог позволить себе экспериментировать и создавать новые направления в искусстве, так как в совершенстве владел основами техники рисования и понимал, как их использовать под желаемую задачу. Этот же подход применим в TWI.

Давайте посмотрим какие есть варианты решения тех или иных задач.
1) В помещении нельзя говорить: очень шумно или по соображениям безопасности необходимо надевать респиратор.

Самое простое решение в этом случае - использовать гарнитуру.

Другой вариант - уделить особое внимание показу операции с использованием видеозаписи.
ШАГ 2 «демонстрацию операции» сначала реализовать с помощью видео. Затем выйти в цех и воспользоваться языком жестов. Номер важного шага показывать на пальцах. Для выделения ключевых точек договориться о специальном сигнале и применять его в нужный момент: ключевая точка плюс соответствующий жест.
На ШАГЕ 3 ученик вынужден будет несколько раз повторить операцию молча. После чего выйдите в тихое место и проверьте его на понимание ключевых точек.

2) Обучение в ритме работы линии.
Как обучать на сборочной линии, когда сотрудники связаны между собой или с оборудованием конвейерной лентой при неизменной скорости движения?
Новичок, еще не наработавший нужную скорость, будет нарушать весь темп работы, торопиться, нервничать и допускать ошибки.

Для начала наставник с учеником могут понаблюдать за работой опытного оператора. Ученик получит общее представление о содержании и темпе работы. Наставник параллельно реализовывает ШАГ 2 и рассказывает об основных шагах и ключевых точках выполнения операции.
ШАГ 3 первое время выполняется вне производственной линии.
Хорошо, когда есть возможность практиковаться до начала или после окончания рабочей смены, чтобы новый сотрудник начал привыкать к рабочему пространству, но не испытывал стресса, неизбежного при погружении в реальный процесс.

Когда навык будет освоен в моделируемых условиях, продолжите практику в режиме работы линии. Это лучше делать в тандеме с опытным оператором, который будет стоять после новичка по процессу и осуществлять двойную проверку его работы, при необходимости реагировать на возможные недоработки и успевать исправлять их.
Несмотря на то, что это задача наставника, последний, сосредоточенный на обучении, может пропустить брак.
3) Обучение осмотру и выявлению дефектов.
Сложность связана с тем, что в этом процессе в основном работают глаза, а не руки. При осмотре мы перемещаем взгляд по определенной траектории или «останавливаемся» глазами на конкретных проблемных зонах. Однако отследить это со стороны практически невозможно.
Наставник озвучивает: «Осматриваем деталь», - крутит ее в руках, переворачивает и откладывает в сторону.
В ключевые точки попадают возможные виды дефектов: не должно быть, царапин, сколов, заломов и пр. Но двигался ли его взгляд по периметру, задержался ли в углах, пробежался ли по кромке изделия – ученику не понятно.

Точно также наставник не знает куда смотрит ученик, когда тот начинает практиковаться. Он может только наблюдать, как ученик повторяет его движения: вертит в руках, переворачивает и откладывает в сторону. Но если ученик не знает, как осматривать, не важно, насколько хорошо он изучил виды дефектов, потому что скорее всего не сумеет их обнаружить.

Необходимо добавить к задаче «что искать» задачу «как осматривать».
Наставник должен продемонстрировать правильную траекторию перемещения взгляда.
Секрет в том, что при выполнении осмотра, наставник указывает рукой или пальцем на определенный участок детали или двигает рукой по поверхности. Ученик на ШАГЕ 3 делает то же самое.
Похожим образом происходит предполетная проверка, когда пилот перечисляет пункты чек-листа (закрылки, шасси, стояночный тормоз, посадочные огни…), а второй пилот, убедившись, что все в порядке, указывает на соответствующую кнопку или рычаг на пульте управления и произносит «готово».

Как объясняет Джефри Лайкер в книге «Талантливые сотрудники» , данное действие носит сознательный характер и помогает избежать бездумной проверки, действий по инерции, когда человек смотрит на объект, но «не видит» его. В книге приводятся примеры случаев, когда изделие, попавшее к потребителю, имело столь явный дефект, что было не понятно, как он оказался незамеченным.

Вспомните ситуации, когда вы не могли найти какой-то предмет на привычном месте: в шкафу или в тумбочке. Вы звали на помощь родственника или коллегу: «Что-то я не могу найти травяной чай. Он же вроде всегда стоял здесь…».
«Так он здесь и стоит, - отвечает нам удивленный собеседник, - Вот же он, у тебя перед глазами!»
И действительно: глаза смотрят на предмет, но не видят его. Мозг показывает нам не то, что есть на самом деле, а то, что хранится в памяти. Такое случается с людьми, которые занимаются монотонной работой. Иногда причиной может быть стресс или усталость.

Когда сотрудник указывает на деталь, это разрушает «шаблон» и мозг включается в работу. Для наставника жест будет служить сигналом, что проверка выполнена, так как жест можно увидеть, а движение глаз – нет.
4) Опасные виды работы
Представьте себе кузнечный молот советских времен с ручным приводом. Это гигантская многотонная машина. Когда она приходит в движение, все здание начинает реагировать – каждый удар молота сопровождается дрожанием стен и «подпрыгивающим» полом.

Вместе моим другом и коллегой Евгением Фарулиным мы в свое время готовили по системе TWI наставников предприятия, на котором как раз стояло такое оборудование.
Кстати, интервью с Евгением о внедрении системы наставничества в компании по производству гофротары можно посмотреть здесь.
Так вот среди наставников, с которыми работал Евгений, был кузнец, в задачи которого входило стоять с большим ломом у самого молота и в нужный момент поворачивать кусок металла. Это крайне опасный вид работ: одно неверное движение и можно получить серьезную травму. Наставники, ответственные за жизнь и здоровье ученика, как правило, перестраховываются и просто не допускают ученика до практики. Все обучение заканчивается на ШАГЕ 2. В результате по окончании испытательного срока сотрудник формально считается способным самостоятельно делать работу, но по факту он ни разу даже не пробовал выполнить операцию. Вопрос о рисках остается открытым.

Решение, к которому и прибег Евгений при работе со своей группой, это разделить операцию на элементы и сначала отработать их по отдельности вне оборудования: как правильно стоять, как держать лом, каким должно быть движение рук. И только потом, когда тело выработало соответствующий навык, подходить к машине и практиковать реальную операцию.

Подобный подход использовал еще Алексей Гастев в своем Центральном институте труда. Причем не только для опасных видов работ.

5) Круглосуточная работа оборудования.

Изучение операции означает, что процесс замедляется. На Шаге 2, во время демонстрации операции наставник не сможет выполнять ее в нормативном темпе. Он должен инструктировать медленно, четко и детально, останавливаясь в нужном месте и обращая внимание ученика на ключевые точки.
Так, и на ШАГЕ 3, сотрудник только начинает осваивать новую работу, он естественно делает ее медленно и ему потребуется время, чтобы наработать нужную скорость.

Все это говорит нам о том, что для обучения требуется выбрать правильное время и подходящее оборудование, дабы не оказать негативного эффекта на выполнение плана. Если вы не можете позволить себе замедлить работу станков для проведения обучения или даже на какое-то время остановить их, самый идеальный вариант - выделить несколько единиц оборудования для тренинговых целей. Задача сразу будет решена. Подумайте об этом. Не вычеркивайте эту идею сразу как несостоятельную. При желании всегда можно найти возможности: списанные машины, самодельные макеты – варианты есть.

В ином случае максимально выносите тренинговый процесс за пределы реального: дробите на небольшие учебные блоки и практикуйте их с учеником. Отработав навык по кусочкам, сотруднику будет гораздо проще собрать их в единое целое, когда он окажется у функционирующего станка.
Кроме того, давайте будем честными: ваше оборудование не работает круглый год 24 на 7.
Существуют пересменки, перерывы, планово-предупредительные и профилактические ремонты. Поэтому TWI нам первым пунктом подготовки к обучению говорит: составьте расписание – планируйте процесс обучения!
Наставник вполне может сместить время собственного обеда. Да и однотипных единиц оборудования на предприятии, как правило, несколько. Даже если они не на 100% идентичны, большинство операций будут схожими, и вы сможете использовать машину, находящуюся какое-то время в простое в своих целях.

Здесь же отвечу на один из распространенных вопросов относительно дробления операции на небольшие учебные блоки. Некоторые операции нельзя просто прервать на середине, их необходимо довести до логического завершения. В этом случае наставник в нужный момент прекращает свои комментарии в рамках обучения и доделывает операцию молча самостоятельно, пояснив ученику, что эту часть вы изучите чуть позже.
Тоже самое происходит на ШАГЕ 3, когда ученик завершит свою часть.
Можно прибегнуть к помощи опытного сотрудника, который будет подхватывать процесс в нужный момент и продолжать его, в то время как наставник и ученик будут двигаться в соответствии с курсом обучения.

6) Длительный цикл повторения операции.

Иными словами, операция не частая. Она однократно выполняется сегодня, а в следующий раз повторится через месяц или квартал. Исходя из этого, технология проведения обучения тоже растягивается: наставник показал операцию и озвучил важные шаги, из которых она состоит, через месяц ему представится возможность повторно показать операцию и объяснить ключевые точки, еще через месяц ученик сможет первый раз попробовать ее выполнить и т.д. Понятно, что за месяц человек забудет все, о чем его учили и будет смотреть на процесс как в первый раз.

Редкие операции не попадают в разряд обязательных при подготовке новичка. К моменту, когда это обучение появится в расписании конкретного сотрудника, он уже будет в целом знаком с процессом работы и самими оборудованием.
Но специфика обучения такой операции все равно присутствует.
Используйте видеоматериалы для ШАГА 2 и реализуйте его непосредственно перед проведением работ. Первое пробное выполнение учеником пройдет в рамках реального процесса. Если возможно постарайтесь закрепить на практике повторное выполнение с комментариями хотя бы на нескольких элементах, особенно на тех, которые вызвали сложности, и поставьте задачу потренироваться на похожих операциях. Устно пройдитесь по всем ключевым точкам. Когда спустя время этот вид работ снова станет востребован воспользуйтесь видеоматериалами в совокупности с СОПом или рабочей инструкцией, чтобы освежить в памяти всю необходимую информацию.

7) Непланируемый характер работ.

Это распространенная история для ремонтных служб: по расписанию только плановые ремонты. В остальное время ситуация в течение дня может меняться. Наставник намеревался продолжить обучение по сборке резервного редуктора, а ему утром пришла срочная заявка на ремонт дымососа. В этом нет ничего страшного, если вы следуете принципу «обучение малыми частями» и каждая операция у вас разделена на небольшие учебные блоки.
В процессе ремонта дымососа ученик освоит один или несколько учебных блоков. Далее вы вернетесь к запланированной сборке редуктора и продолжите изучать оставшиеся учебные блоки для этой операции. Главное – доводить до уровня самостоятельного выполнения каждый из блоков. Если ученик еще не завершил ШАГ 4 по замене вентиля, то не перекидывайте его на изготовление прокладок.

При таком подходе смена процессов при обучении не критична. Каждый маленький учебный блок – это освоенный сотрудником навык. Не забывайте фиксировать это в матрице обучения и закрашивать на три четверти геометрическую фигуру, чтобы у вас была наглядная картинка динамики обучения. Когда навык освоен, для человека не составляет труда в нужный момент собирать эти «кубики» в определенной последовательности там, где необходимо, как лего.

Также стоит отметить, что в зависимости от специфики работы допустимы определенные временные интервалы между ШАГАМИ обучения. Возьмем, к примеру, подготовку внутреннего тренера-эксперта по TWI.
На ШАГЕ 2 сотрудник в качестве участника присутствует у меня на курсе. После тренинга мы садимся и подробно разбираем все методологические материалы, обсуждаем ключевые моменты. Между этими двумя этапами может пройти несколько дней. И само обсуждение так же может растянуться на определенное количество суток, так как учебный курс предполагает деление на темы, каждую из которых необходимо рассмотреть отдельно, иначе материал перемешается в голове ученика и будет плохо усваиваться. Таким образом, только на ШАГ 2 может уйти до нескольких недель.

Далее ШАГ 3: сотрудник проводит обучение сам. В качестве участников выступает «своя» аудитория. Я имею в виду коллег или друзей, на которых можно потренироваться. Часто участником в единственном лице являюсь я, как наставник. Я даю обратную связь, при необходимости прошу повторно проработать те или иные части тренинга, прошу объяснить мне ключевые точки, которые мы разбирали на ШАГЕ 2.
Следующий этап – проведение учеником тренинга для внутреннего заказчика под моим авторским надзором. Это все еще ШАГ 3. Он тоже может занять несколько недель.

ШАГ 4 – контроль: применительно к этому процессу он, как правило, ограничивается периодическими точечными консультациями по возникающим вопросам. В некоторых случаях я периодически прихожу с аудитом в аудиторию, где проходит обучение и оцениваю все ли идет хорошо, как тренер отрабатывает те или иные темы и справляется с группой.

Как видите, на подготовку к курсу может уйти месяц. При этом параллельно и наставник, и ученик занимаются другими задачами.
Важно поддерживать этот процесс в живом, рабочем состоянии: регулярные встречи, взаимодействие по теме. Ученик должен непрерывно находиться «в поле зрения» наставника, даже если физически между ними будут возникать расстояния в тысячи километров. Старайтесь, чтобы временные промежутки между ШАГАМИ и внутри них были минимальными. Чем длиннее перерыв, тем ниже эффективность обучения.


Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.
Made on
Tilda