Как мы делали описание операции.Хоть на первый взгляд это кажется и просто, на самом деле Лист описания операции — нетривиальный инструмент. Вам надо быть очень внимательными с выбором: что включить в описание операции, а что нет, чтобы ученик получил ровно столько информации, сколько необходимо для быстрого запоминания правильного, безопасного и осознанного выполнения работы. И чтобы при этом он не запутался и не был перегружен слишком большим объемом. Мы приступили к созданию Описания операций сразу же, после того, как наши внутренние тренеры прошли
10-часовое обучение по курсу "Наставничество - обучение на рабочем месте". Первые наброски этих описаний мы начали обсуждать на второй встрече рабочей группы, затем мы их корректировали и улучшали на следующих нескольких встречах и во время периодов “домашней работы”.
На курсе “Наставничество” нас учили, что описание операций необходимо делать прямо на рабочем месте. Это нужно для того, чтобы проследовать за процессом в реальном времени. Когда вы непосредственно наблюдаете за тем, как выполняется работа, вам проще увидеть Ключевые точки. Это нельзя смоделировать в полном объеме в учебном классе, вдали от рабочего места.
И это было одной из ошибок, которую мы допустили. Мы пытались сделать Описание операций, сидя за столом возле компьютера. В этот момент наш процесс остановился. Тот факт, что мы находились не на рабочем месте, создавал пробелы, и мы не могли полностью описать процесс по памяти. Это была наша первая неудача в создании Описания операций, так как в них были пропущены некоторые Важные шаги и Ключевые точки. А еще наши описания были слишком многословными. Оглядываясь назад, последний пункт тоже был результатом того, что мы не стояли перед станком и не видели, насколько простым является выполненное действие. Мы пытались объяснить все в деталях, так, как рисовало нам наше воображение, как если бы мы писали книгу.
Это иллюстрация того, как легко “потеряться” в старых привычках. Раньше процесс создания материала для обучения всегда был работой “из-за стола”. Вот почему наши внутренние тренеры поначалу рассматривали новый способ как потерю времени. Зачем выполнять всю эту работу ради простой задачи? Просто сядь и запиши. Но оказалось то, что мы считали простой работой, на самом деле, требовало от нас гораздо больше усилий. Особенно если хорошенько посмотреть на эту работу через призму такого мощного инструмента как Описание операций. Все эти мелочи указывают на то, что изучение TWI это не просто обучение в классе, онлайн курс, вебинар или что-то, о чем вы можете прочитать в книге — вам придется практиковать это на рабочем месте с экспертом, который поможет во всем разобраться.
Как только наша команда собралась вместе у станка, где мы планировали начать анализ работы, мы просто стали следовать шаблону Описания операции, который мы изучили на
10-часовом курсе "Наставничество - обучение на рабочем месте". Для начала мы выбрали одного из участников для наглядной презентации работы. Как только доброволец был выбран, он демонстрировал нам операцию 2–3 раза, чтобы все поняли в чем суть работы. И мы все должны были согласиться с тем, что именно таким способом должна выполняться эта работа. И только после этого мы спрашивали команду: все ли готовы перейти к определению Важных шагов операции.