TWI в корпорации LEGO: по каким критериям оценивают наставников

Вашему вниманию предлагается еще один отрывок из книги “Создание глобальной обучающей организации” (предыдущую статью “TWI в корпорации LEGO: как построить глобальную обучающую организацию” можно прочитать здесь). Книга описывает процесс разработки и внедрения единой методологии обучения на производстве в LEGO Group на площадках Дании, Венгрии, Мексики и Чехии. Эта амбициозная задача была выполнена благодаря технологии TWI, взятой за основу выстраиваемой системы внутреннего обучения.

Успех этого проекта во многом зависел от подбора и подготовки правильных людей в роли тренеров и наставников. На эти позиции был объявлен внутренний конкурс. Все кандидаты, подавшие заявку, проходили через процедуру структурированного интервью и выполнения нескольких практических заданий. Ниже дается перечень компетенций, которые оценивались у претендентов.

Данная таблица будет интересна не только читателям, уже знакомым с модулями TWI, но любому руководителю или специалисту, решающему задачу по выбору сотрудника на роль наставника. Однако, чтобы познакомиться с методикой TWI и уточнить для себя некоторые используемые в тексте термины, такие как “важный шаг” и “ключевая точка”, мы рекомендуем для начала прочитать статью “Как провести обучение на рабочем месте по технологии TWI”.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННИХ ТРЕНЕРОВ И НАСТАВНИКОВ В LEGO GROUP
Когнитивные навыки
Навыки наблюдения и анализа. Внимание к деталям.

Определение: способность думать структурированно и системно; умение собирать информацию, объединять части в логическую и понятную систему и затем доносить эту информацию структурированным, понятным способом.

Описание поведенческих характеристик в соответствии с критерием.

  • Низкий уровень
    Не способен понять суть рабочей операции и функции конкретного важного шага, ключевой точки и важность причин ключевой точки

    Не уделяет должного внимания презентации информации эффективным способом

    Путает, упрощает или даже пропускает важные детали в процессе (важные шаги, ключевые точки, причины ключевых точек); следовательно, он неэффективен при передаче знания

    Может растеряться от уточняющих вопросов; не уверен в корректности информации, которую донес
  • Средний уровень
    Более или менее способен понять рабочую операцию и некоторые функции конкретного важного шага, но в меньшей степени — важность причин ключевой точки

    Иногда уделяет внимание презентации информации эффективным способом, а иногда относится к этому халатно

    Важные шаги, ключевые точки и причины ключевых точек процесса упоминает и презентует понятным способом и в правильном порядке

    Иногда может теряться от уточняющих вопросов, но уверен в корректности информации, которую донес
  • Высокий уровень
    Полностью понимает рабочую операцию и функции конкретных важных шагов и ключевых точек и осознает важность причин ключевых точек

    Всегда уделяет внимание презентации информации эффективным способом

    Все важные шаги, ключевые точки и причины ключевых точек процесса презентует в правильном порядке, подает информацию понятно и точно

    Не теряется от уточняющих вопросов; абсолютно уверен в корректности информации, которую донес
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Вербальная коммуникация
Определение: способность вербально передавать информацию другому человеку.

Описание поведенческих характеристик в соответствии с критерием

  • Низкий уровень
    Коммуницирует плохо; не способен ясно сформулировать свои мысли

    Доносит информацию путано, нечетко, его трудно понять; допускает формальные ошибки
  • Средний уровень
    Коммуникация на среднем уровне; обычно способен озвучить свои мысли и понятно сформулировать вопросы

    Обладает средним словарным запасом, но не владеет и не применяет дополнительные инструменты для более эффективной коммуникации
  • Высокий уровень
    Великолепный коммуникатор; выражает свои мысли четко и ясно

    Обладает богатым словарным запасом, пользуется широким спектром вербальных и невербальных инструментов (повторение, интонации, логическое ударение, громкость, контакт глазами, выразительные жесты и т. д.) для более эффективной коммуникации; способен подстраивать свой личный стиль взаимодействия под особенности партнера
Дополнительные критерии оценки вербальной коммуникации, на которые рекомендуется обратить внимание:

  • структурированность (четкость и доступность для понимания);

  • содержание (выразительность речи, точность в мелочах, конкретность информации);

  • внешние признаки передачи информации (артикуляция и произношение, грамматическая правильность речи);

Невербальная коммуникация
Определение: способность передавать свое отношение и эмоциональное состояние (эмоции и чувства) другим людям с помощью инструментов невербальной коммуникации, таких как язык тела (мимика, жесты), модуляции голоса (интонация, громкость, ударение, ритм) и дистанция (управление личным пространством).

Описание поведенческих характеристик в соответствии с критерием

  • Низкий уровень
    Редко использует невербальные сигналы как инструмент донесения вербальной информации

    Его эмоциональное состояние не соответствует партнеру и ситуации. Кандидат не вызывает доверия, скорее производит впечатление нечестного и вводящего в заблуждение
  • Средний уровень
    Обычно использует невербальные сигналы, соответствующие содержанию вербальной коммуникации

    Его эмоциональное состояние временами кажется сбалансированным и соответствующим ситуации, но периодически наблюдается противоречие между вербальной и невербальной коммуникацией
  • Высокий уровень
    Всегда использует невербальные сигналы как инструмент донесения вербальной информации

    Его эмоциональное состояние кажется сбалансированным и соответствует партнеру и ситуации. Он производит впечатление человека, которому можно доверять
Дополнительные критерии оценки невербальной коммуникации, на которые рекомендуется обратить внимание:

  • умение подстраиваться под партнера по стилю (соответствие стиля коммуникации особенностям поведения партнера);

  • способность привлекать внимание (заинтересовать партнера темой разговора с помощью стиля общения);

  • социально-эмоциональная коммуникация (способность привлекать к себе внимание окружающих, зрительный контакт, жестикуляция и т. д.).

Социальная установка
Определение: отношение к другим людям (позитивное/негативное) и степень проявления внимания, участия, заботы об интересах и благополучии других. Это часто проявляется в форме сотрудничества и способности подстроиться под существующие обстоятельства в соответствии с требованиями и нуждами окружающих.

Описание поведенческих характеристик в соответствии с критерием

  • Низкий уровень
    Отношение к окружающим обычно отрицательное, раздражительное или даже агрессивное. Не выказывает уважения при взаимодействии с другими людьми

    Не заботится о том, чтобы помочь другим; часто отказывает в просьбах и иногда раздражается, теряя терпение

    Не проявляет интереса к мнению партнера

    Обычно отклоняет мнение партнера или даже ставит под сомнение его правомерность. Очевидно, не склонен принимать во внимание и стараться понять чужую точку зрения

    Заботится только о собственных интересах и предлагает решения, которые противоречат нуждам других
  • Средний уровень
    Не заинтересован в формировании и поддержании сбалансированных и психологически комфортных отношениях с окружающими

    Не выражает готовности помочь, однако если попросить, то не откажет

    Проявляет некоторый интерес к мнению и взглядам партнера

    Выражает свое понимание, но это не демонстрирует истинное сопереживание

    Делает попытки найти решение с учетом целей и интересов всех участников, способен принять соответствующее предложение
  • Высокий уровень
    Уважительно относится к другим людям, вовлекая их в процесс взаимодействия

    Выказывает искреннюю заботу о благополучии окружающих. Активно демонстрирует готовность помочь, даже если его об этом не просят открыто.

    Пытается понять точку зрения партнера, сопереживает, старается принять во внимание его или ее запросы

    Обращает внимание на других и внимательно слушает их точку зрения. В основном в его отношении к людям проявляются доброта, терпение, принятие, толерантность и почтительность

    Всегда ищет решения, которые будут выгодны всем участникам

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА
Определение: способность в различных ситуациях доносить свое намерение и убеждать других; способность вести за собой группу людей, реализуя личные цели; готовность быть лидером команды, готовность и способность оказывать влияние на других.

Описание поведенческих характеристик в соответствии с критерием

  • Низкий уровень
    Не способен повлиять на взгляды других с помощью убеждения; терпит неудачу, пытаясь склонить других людей к какой-то идее или концепции

    В большинстве случаев его действия и поведение демонстрируют нерешительность, непоследовательность и отсутствие уверенности в себе

    Не заинтересован в том, чтобы тратить энергию на отстаивание своих интересов; обычно отказывается от своих намерений, сталкиваясь со сложностями

    Не заинтересован в том, чтобы руководить другим человеком или группой людей, и не способен на это; предпочитает занимать пассивную позицию исполнителя
  • Средний уровень
    Убеждает других людей в правильности своих идей с переменным успехом; использует некоторые приемы убеждения, но их не так много, и его терпения не хватает надолго, особенно если чувствует сопротивление

    Демонстрирует средний уровень уверенности в себе при необходимости отстаивать свои интересы, иногда проявляет нерешительность, высказывая свое мнение

    Не стремится отстаивать свои интересы, особенно когда чувствует сопротивление. Но выгодную для себя ситуацию берет под контроль

    Демонстрирует изменчивость в желании и способности руководить другим человеком или группой людей; иногда склонен указывать другим направления деятельности и давать инструкции, но может и упускать это из-под своего контроля
  • Высокий уровень
    Способен склонить других на свою сторону, применяя навыки убеждения (разъяснения, подход к теме с разных точек зрения, ссылка на разумные доводы и собственный опыт и т. д.)

    Отличается уверенностью в себе, активной позицией и решительно высказывает свое мнение

    Есть мотивация и энергия, чтобы убедить партнера, даже если чувствует сопротивление с его стороны

    Склонен использовать шанс в руководстве другим человеком (или конкретной группой людей) для достижения целей, которые в целом выгодны для обоих

ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ
Определение: способность целеустремленно двигаться к желаемому результату собственными силами, самомотивация на достижение результата, способность брать на себя ответственность за свои действия.

Описание поведенческих характеристик в соответствии с критерием

  • Низкий уровень
    Прилагает минимальные усилия для достижения приемлемых показателей

    Ненастойчив в достижении целей, когда сталкивается с трудностями

    Не ставит перед собой мотивирующих целей; обычно определяет планируемый результат ниже уровня своих компетенций, что говорит о низком уровне стремления к достижению

    Не чувствует ответственности за решения, принимаемые в конкретных ситуациях, и отказывается разделять ответственность за общий конечный результат
  • Средний уровень
    Прикладывает усилия, достаточные для достижения средних результатов

    В некоторой степени пытается перетерпеть и справиться с трудностями, но в конечном счете склонен все бросить и выбрать более легкий путь

    Ставит реалистичные цели, соответствующие своим способностям, но эти цели не мотивируют его на улучшение результата

    Удовлетворен решением, если оно привело его к благоприятному результату, берет ответственность только за свои успешные и выгодные действия; не готов нести ответственность за возможные ошибки
  • Высокий уровень
    Вкладывается в работу для достижения высоких показателей

    Настойчив в достижении целей, даже когда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами; не пасует перед трудностями; усердно работает над достижением личных целей

    Способен ставить реалистичные и масштабные цели, обеспечивающие соответствующий уровень достижений

    Гордится собой; чем лучше результат, тем сильнее мотивация на достижение; готов брать на себя ответственность за свои действия

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ
Определение: стремление вкладывать энергию и демонстрировать активность на всем протяжении выполнения задания или решения проблемы. Это включает в себя также желание поставить под сомнение данную ситуацию и существующие точки зрения, задаваясь вопросами, которые в перспективе могут привести к сдвигу в работе.

Описание поведенческих характеристик в соответствии с критерием

  • Низкий уровень
    Не играет активной роли в определенной ситуации; большую часть времени занимает пассивную позицию; не делится своими мыслями и идеями с другими и редко задает вопросы

    Для него не имеет значения, является ли он участником данной ситуации, вносит ли какой-то личностный и профессиональный вклад в конечный результат и при принятии решения

    Редко отстаивает свою точку зрения и не задает уточняющих вопросов по другим предложениям

    Его предложения и идеи расплывчатые и часто не по теме

    В ситуации изменений реагирует медленно, его комментарии немногословные и несущественные
  • Средний уровень
    Уровень инициативности варьируется: иногда готов делиться своими мыслями, но бывает, что высказывает свое мнение, только если его спрашивают

    Уровень вовлеченности в ситуацию может меняться: то принимает активное участие, то становится скупым на действия

    Обычно приводит доводы и аргументы в пользу своей точки зрения, но реже задает уточняющие вопросы по другим предложениям

    Его предложения в некоторой степени схематичные, консервативные и обобщенные

    Реагировать на изменение ситуации может по-разному; реакция замедлена, но, если надо, дает пояснения и комментарии
  • Высокий уровень
    Инициативность демонстрирует на постоянной основе: задает уточняющие вопросы, делится идеями, аргументированно высказывает свое мнение

    Жаждет принимать активное участие в ситуации, применяя свои знания и навыки

    Не боится ставить под сомнение другие точки зрения, чтобы найти максимально эффективное решение и избежать возможных ошибок

    Его мысли и идеи обычно значимые и креативные

    В ситуации внезапного изменения реагирует мгновенно и профессионально
В данной статье вы познакомились с компетенциями, которые корпорация LEGO считает необходимыми для своих внутренних тренеров и наставников.
Статья подготовлена на основе перевода отрывка книги Patrick Graupp, Gitte Jakobsen, John Vellema “Building a global learning organization. Using TWI to succeed with strategic workforce expansion in the LEGO group.”

Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая 5 программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.
Made on
Tilda